Чем поддельные шаровые краны отличаются от фирменных? Можно ли самому определить подделку?
16.03.2006
Чем поддельные шаровые краны отличаются от фирменных? Можно ли самому определить подделку?
Высокий спрос на шаровые краны вызвал огромное количество подделок, которые не так безобидны, как может показаться на первый взгляд. Как правило, подделки по эксплуатационным качествам значительно уступают оригинальным изделиям. Их использование в системах водоснабжения и отопления может привести к авариям и большим материальным потерям. Подделки могут нанести и серьёзный ущерб здоровью людей.
В основе высоких эксплуатационных качеств шаровых кранов от лучших мировых производителей, лежит совершенство их конструкции, точное следование требованиям технологии производства и строгий контроль химического состава материалов.
Цель же любой подделки прикрываясь маркой известного бренда, при минимальных затратах создать внешнее подобие предмета подделки. Первое, на чём экономят подпольные дельцы, это материалы. Корпуса кранов и шаровые затворы должны изготавливаться из специальных марок латуни, химический состав которых, в РФ регламентируются ГОСТом, а за рубежом национальными стандартами. Эти стандарты предусматривают содержание меди 5760%, цинка до 60%, свинца в пределах 0,81,9%. (Свинец необходим для придания латуни поверхностной твёрдости). Нелегальные производители, как правило, используют лом цветных металлов, содержание примесей в которых не контролируется. В результате производятся краны, процент содержания свинца в которых, как показывают исследования, доходит до 57%. Хорошо известно, что переизбыток свинца в воде очень вреден для здоровья.
Другой способ фальсификации материалов использование для изготовления корпусов более дешёвого металла цинка. Это тоже опасная подделка. Кран из цинка имеет повышенную хрупкость и может треснуть от механических и гидравлических воздействий. Кроме того, содержащийся в водопроводной воде хлор, вымывает цинк из корпуса, корпус со временем истончается и становиться ещё менее надёжным. Вдобавок, цинк и хлор в воде образуют раствор хлористого цинка, который является канцерогеном. Встречаются шаровые краны, изготовленные из силумина (алюминиевого сплава). Надёжность их ещё ниже. Экономия металла побуждает нелегальных производителей изготавливать корпуса кранов с толщиной стенки от 1 до 0,5 мм. Это чрезвычайно снижает их надёжность. (Для сравнения, авторитетнейший производитель Giacomini производит краны с толщиной стенок 2 мм).
Корпуса и шаровые затворы в изделиях ведущих производителей изготовляются методом горячего прессования или горячей ковки. Мелкие производители не тратятся на покупку таких технологий и изготавливают свои изделия методом литья. Такие изделия отличаются неровной поверхностью корпуса, наплывами, могут иметь неоднородную структуру материала и, как следствие, низкую надёжность. Шаровые затворы (шары) фальсифицированных кранов часто изготавливаются не из латуни, а из стали, с покрытием или, даже без него. Стальные шары быстро корродируют и перестают быть герметичными. Кроме того, недовложение латуни в корпус крана делает его подозрительно лёгким. Стальной шар компенсирует этот недостаток веса, маскируя наличие у корпуса недопустимо тонких стенок. Кстати, о шарах. Ведущие производители придают большое значение качеству поверхности шаровых затворов. Латунные шары подвергаются алмазной шлифовке, на них наносится антикоррозионное покрытие из никеля или хрома. В результате, шар получает идеальную зеркальную поверхность. Признак изделий низкого качества тусклая, мутная или шероховатая поверхность шара.
Специалисты выделяют ряд конструктивных приёмов, упрощающих и удешевляющих (в ущерб качеству) конструкцию кранов. Нелишне сказать, как фальсифицированные краны маскируются под оригинальные. Один из приёмов неправильное написание названия известной фирмы, например, Bogati вместо Bugatti; написание названия страны, например, ITALY вместо принятого made in Italy; искажение известного логотипа, помещением его, например не в ромб, а в квадрат или в круг. Свидетельством фальсификации может служить отсутствие тех или иных элементов маркировки, обязательных для конкретных производителей. При продаже газовых кранов встречается и такая примитивная форма обмана, как замена на водопроводном кране родной ручки на жёлтую газовую (газовые краны стоят дороже). Обычному покупателю трудно отличить поддельный шаровой кран от оригинального. Вот несколько простых советов, как в некоторых случаях это можно сделать. Прежде всего, определите для себя степень риска от установки ненадёжных шаровых кранов. Если это система отопления в загородном доме, то подделка среднего качества будет не так уж опасна давление в системе не больше
- внимательно осмотрите маркировки на корпусе крана, если искажены название фирмы или графика логотипа, если указано только название страны вместо Made in , если в дате производства обозначен ещё не наступивший месяц или в маркировке отсутствуют элементы, обязательные для данной марки крана, это подделка;
- если поверхность корпуса неровная, на ней имеются наплывы, микротрещины,
увеличена толщина стенок, значит кран изготовлен методом литья; это подделка; - если кран имеет стальной шаровой затвор, что можно определить с помощью магнита, это тоже подделка;
- если зеркало шарового затвора тусклое или мутное, это подделка;
- если корпус крана изготовлен из цинка или силумина, это подделка, убедиться в этом можно, слегка процарапав никелевое покрытие корпуса, если под ним проступит серебристый цвет, это цинк, если белый силумин, латунь имеет
светло-жёлтый цвет.
К сожалению, состав материала без сложного химического анализа определить невозможно. Как показали исследования, проведённые специалистами из МИСиС, из восьми случайно отобранных в торговых точках Москвы шаровых кранов шесть оказались изготовленными из нестандартных сплавов с повышенным содержанием свинца, железа, алюминия, цинка. Повышенное содержание свинца в воде несёт большую опасность для здоровья людей. Невозможно визуально обнаружить и другой опасный вид подделки утончённые стенки корпуса. Только распилив кран можно измерить их толщину. Если толщина стенок 1 мм и меньше, кран может разрушиться от небольших колебаний давления или механических напряжений. Определённой гарантией от подделок такого типа может быть наличие у продавца сертификата соответствия и гигиенического сертификата на изделие. Впрочем, как мы уже говорили, полную гарантию подлинности шарового крана может дать только официальный дистрибьютор фирмы-производителя.
Технический консультант компании Тайм О.Сизухин